product university
Механизмы роста проектов
Алексей Черняк

Со-основатель Darberry, продан Groupon Inc. ($2,6 млрд. оценка).
Работал генеральным директором Групон Россия.

Подписаться в FB, Telegram, блог daily10, рассылка tweekly
1
Платный трафик. Привлечение клиента обходится дешевле чем прибыль с этого же клиента. Рекламируем → Получаем прибыль → Рекламируем еще больше → Получаем еще больше прибыли. CAC< 1/3 LTV. Например, клиент 500 руб, а LTV 2000 руб.
2
Виральность, вирусное распространение. 10 друзей приводят 20 новых, 20 новых еще 40 других. (invites/user)*invite acceptance > 1 Например, 1 пользователь отправляет в среднем 4 сообщения с приглашением присоединиться, которые принимают 50% друзей. Итого 4*0,5 = 2. Бум!
3
SEO и UGC (контент, создаваемый пользователями). На сайте пользователи пишут столько комментариев и контента, что это выводит сайт в поиске на первые места в Яндекс и Гугл → Это приводит к новым пользователям, которые создают еще больше контента.
4
Первыми на рынке создаем эффект масштаба. Мы первыми достигаем таких масштабов, при которых можем получать самые большие объемы скидок у поставщиков, за счет чего держать самые низкие цены и высокий ассортимент. Это создает барьер для мелких игроков, которые проигрывают по ценам.
5
Высокий Retention. Мы создаем такой продукт, которым определенный сегмент аудитории пользуется регулярно и постоянно. За счет этого возможен планомерный рост базы клиентов.
6
Накапливаемые данные. Чем больше мы ищем в Google, тем лучше Google понимает и подстраивает под нас запросы, тем сложнее кому-либо еще построить что-то подобное.
7
Количество точек продаж. Если экономика одной точки продаж нас устраивает и превосходит экономику других точек продаж по прибыли с квадратного метра. Так растут Красное&Белое, Макдональдс, Старбакс, Магнит и другие.

Часто, при открытии новых точек экономика даже улучшаться (за счет оптимизации логистики, известности бренда, объемов продаж и т.п.), возникает эффект масштаба.
8
Ассортимент/количество контента (Avito.ru, eBay). Больше продуктов → Больше клиентов → Больше продавцов → Больше продуктов.

Возникает сетевой эффект. Для этого подхода требуется существенные начальные затраты на создание критической массы того самого ассортимента.
9
Новые каналы продаж (товары на диване: телевидение, интернет и т.д.). Если вы продавали цветы через интернет-магазин, но вот, например, появился Instagram. Но если это не твой подконтрольный канал продаж, довольно скоро он насыщается конкурентами и выгорает.

Количество подписчиков/клиентов/абонентов («Мегафон»). Ты думаешь, что все просто: дам больше рекламы — получу больше клиентов. Но в какой-то момент это перестает работать и ты понимаешь, что количество подписчиков растет не столько от вложений в рекламу, сколько от вложений в support, например.

Количество аккаунтов/компаний (Salesforce, hh.ru). Здесь более высокие средние чеки и более стабильная возвращаемость клиентов, но длинный цикл продаж и сложная специфика каждого клиентского сегмента, могут превратить продукт в обычное «агентство», которое увязает в показных разработках.
10
Количество продавцов (Groupon). Больше продавцов → Больше предложений → Больше клиентов. Люди — самый сложный элемент, обычно затраты на управление ими растут быстрее, чем выручка.
Подробно разобраться с первым пунктом и получить больше и/или более дешевых клиентов можно на нашем курсе «Как увеличить количество клиентов за 15 дней». Старт 29 марта.